top
logo

Справочник стрелкового оружия
Квартиры на сутки в минске снять. Снять в минске квартиру на сутки www.flatbook.by. . Где купить средство карепрост? Приобрести карепрост по доступной цене можно в Карепрост-Шоп.ру.

Популярные пистолеты

Glock 17

News image

SIG-Sauer P225

News image

Steyr M

News image

Популярные револьверы

Webley Mk. I - Mk. VI

News image

Enfield No 2 Mark 1

News image

FN Barracuda

News image

feed-image RSS
Главная - Советское стрелковое оружие -

Авиационные пулеметы

Появление и развитие авиационного вооружения непосредственно связано с боевым применением авиации. Вступая в первую мировую войну, все крупные государства имели внушительный по тому времени авиационный парк, однако вооружение самолетов было весьма примитивным. Оно состояло из личного вооружения летчиков — пистолетов или револьверов и карабинов, а несколько позже — из обычных ручных пулеметов без всяких установок. Исключение составлял лишь русский тяжелый бомбардировщик «Илья Муромец», который усилиями русских инженеров-артиллеристов во главе с капитаном А. Н. Жуковским к концу 1914 г. был вооружен семью пулеметами системы Максима. Увеличение численности авиации и расширение сферы ее действий в ходе боевых операций, превращение ее из разведывательного средства в мощный род войск, выполнявший широкий круг задач, подтвердили необходимость вооружения самолетов с целью обороны и нападения на противника в воздухе, и в 1915 г. во всех воюющих странах происходит установка на них сначала стрелкового, а затем и пушечного вооружения.

Перед первой мировой войной в русской армии проводились работы в области установки и использования автоматического стрелкового оружия для вооруженной борьбы в воздухе. Так, 15 мая 1912 г. офицерская воздухоплавательная школа проводила опытные стрельбы с дирижаблей «Лебедь», «Ястреб» и «Альбатрос» по наземным целям из ружей-пулеметов. Летом 1913 г. под Можайском, на Клементьевском полигоне, были успешно осуществлены стрельбы по наземным целям из пулемета, установленного на самолете.

Первым отечественным образцом стрелкового оружия, проходившим испытания в авиации, были автоматы Федорова. В 1916 г. по указанию начальника Управления воен-

но-воздушного флота они были переданы для испытания в 10-й авиадивизион. Вскоре была получена телеграмма о их первом боевом применении. Как докладывал начальник авиадивизиона Горшков, испытания дали отличные результаты и летчики ходатайствуют о вооружении их автоматами Федорова 1.

В связи с отсутствием отечественных ручных пулеметов русские самолеты вооружались пулеметами различных иностранных марок. Первые авиационные пулеметы представляли собой обычные пехотные образцы, переделанные с учетом специфики их установки на самолетах и боевого применения в воздухе. В практике вооружения авиации получили распространение несколько типов установок в зависимости от места их размещения и назначения в бою. Для стрельбы с подвижных установок предназначались турельные пулеметы, которые устанавливались в различных точках самолета и обеспечивали ведение огня под любым углом к линии полета. Крыльевые пулеметы в отличие от турельных предназначались для стрельбы с жестких неподвижных установок, монтируемых большей частью в крыле самолета. Синхронные пулеметы размещались в непосредственной близости от мотора и механически через синхронизатор были связаны с ним для стрельбы через площадь, ометаемую воздушным винтом.

Русская авиация имела полностью отработанный синхронизатор Смыслова к декабрю 1915 г. Его можно было устанавливать на любых машинах. Позже этот синхронизатор вместе с чертежами и технологией изготовления был передан Англии и устанавливался на французских и английских самолетах. В начале 1917 г. в России появился коллиматорный прицел, что значительно повысило эффективность воздушной стрельбы.

На вооружении Военно-воздушных сил Красной Армии первоначально находился 7,71-мм английский пулемет системы Льюиса обр. 1915 г. пехотного типа, доставшийся от царской армии. В 1924 г. этот образец был заменен 7,71-мм турельным пулеметом той же системы и 7,62-мм пулеметом системы Виккерса в синхронном и крыльевом вариантах.

Рост советской авиации требовал создания отечественных образцов авиационных пулеметов. Эта задача могла быть наиболее быстро и надежно решена на базе существующих систем. При этом значительно сокращались сроки кон-

струирования образцов, освоения в производстве, облегчались их эксплуатация и изучение в войсках. Поэтому не случайно первым советским образцом авиационного оружия явился пулемет системы Максима, приспособленный для этой цели путем изменения некоторых деталей.

Работа над переделкой пулемета Максима в авиационный была начата летчиком и авиаконструктором Московского авиационного завода А. В. Надашкевичем в 1923 г. одновременно с Ф. В. Токаревым и И. Н. Колесниковым, занятыми созданием на его базе ручного образца. «В мае 1923 г., — докладывал начальник Военно-воздушных сил РККА 1 декабря 1927 г. председателю Реввоенсовета СССР, — по почину военного летчика тов. Надашкевича был поднят вопрос о приспособлении пулемета Максима для авиации» 1. Эта работа сначала велась на заводе «Авиаработник», а с 1924 г. — на Тульском оружейном заводе. Значительную помощь конструктору в этой работе оказали большие знатоки пулемета Максима П. П. Третьяков и И. А. Пастухов, принимавшие непосредственное участие в его модернизации еще в 1910 г., а также С. А. Ярцев.

Пулемет, разработанный Надашкевичем, отличался от пехотного образца меньшей массой, достигнутой за счет обточки ствола, введения воздушного охлаждения и системы питания, предназначенной для стрельбы из металлической звеньевой ленты, а также устройством спускового механизма, приспособленного для синхронной стрельбы, т. е. гарантирующего производство выстрела лишь в тот момент, когда лопасть винта самолета не находится против дульного среза ствола пулемета. Для увеличения темпа стрельбы пулемета уменьшен диаметр втулки надульника и введена буферная пружина, которая сообщала дополнительную скорость подвижной системе при движении ее вперед и принимала на себя удар при ее отходе. Применение пружинного буфера было новинкой, еще не применявшейся при создании авиационных пулеметов в зарубежной практике. Для механического отвода подвижных частей пулемет имел ручку перезаряжания системы АНИИ-1 или системы Владимирова и Ярцева. В результате конструктивных изменений, введенных в пулемет, темп стрельбы его повысился с 600 до 750 выстр./мин.

19 мая 1926 г. новый образец проходил полигонные испытания. Комиссия, испытывавшая его, пришла к выводу, что «увеличение частоты стрельбы пулемета Максима, слу-

жащего для вооружения самолета, весьма желательно. Комиссия считает предложение т. Надашкевича для увеличения частоты стрельбы очень важным и произведенный опыт вполне удовлетворительным» 1.

15 ноября 1926 г. Артиллерийский комитет, рассмотрев результаты испытаний, принял представленный образец для снабжения Военно-воздушных сил РККА.

31 января 1927 г. начальник снабжений РККА П. Е. Дыбенко и (начальник Артиллерийского управления РККА Г. И. Кулик обратились в Реввоенсовет СССР с ходатайством о принятии на вооружение нового пулемета (ПВ-1), переделанного из станкового пулемета Максима по системе Надашкевича. «В настоящее время, — говорилось в их рапорте, — закончено испытание изготовленных Тульским оружейным заводом трех экземпляров 3-лин. авиационных пулеметов Максима, оборудованных по проекту тов. Надашкевича для ускоренного темпа стрельбы (около 750 выстр./мин). Это испытание показало, что пулеметы для такого темпа стрельбы разработаны достаточно удовлетворительно и испытание выдержали...» 2

Прежде чем принять новую систему на вооружение, Реввоенсовет СССР предложил провести ее параллельные испытания с авиационными пулеметами системы Виккерса обр. 1924 г., которая также являлась переделкой пулемета Максима в авиационный. Эти испытания проводились 16 марта 1927 г. комиссией под председательством Е. В. Агокаса, в присутствии И. С. Уншлихта, С. С. Каменева, Я. И. Алксниса и других руководящих военных деятелей. Испытания показали преимущество отечественного образца. Комиссия отмечала, что стрельбу из пулемета Виккерса следует считать совершенно неудовлетворительной, в отношении же системы Максима — Надашкевича было указано, что при надлежащей отладке синхронизатора пулемет на самолете действует удовлетворительно3.

Войсковые испытания пулеметов проводились в 26-й авиаэскадрилье, дислоцировавшейся в Северо-Кавказском военном округе, и были закончены 8 мая 1928 г. Результаты войсковых испытаний были обобщены Научно-техническим комитетом Управления Военно-воздушных сил РККА, который 14 июня 1928 г. констатировал: «Рассматривая результаты войскового испытания пулеметов ПВ-1, а также

Отзывы о них войсковых начальников, можно сделать вывод, что пулемет ПВ-1 пригоден для воздушной стрельбы и может работать вполне удовлетворительно, но для этого необходимо, чтобы летный состав хорошо знал материальную часть пулемета, уход и обращение с ним и умел бы хорошо отладить пулемет. Только при этих условиях пулемет будет работать вполне безотказно» 1.

В результате успешных испытаний пулемет ПВ-1 в 1928 г. приказом Реввоенсовета СССР был принят па вооружение Военно-воздушных сил РККА2. Им вооружались первые советские истребители И-3 и И-4 конструкции Н. Н. Поликарпова и бомбардировщик ТБ-1 конструкции А. Н. Туполева. Пулеметы ПВ-1 устанавливались на самолетах для стрельбы через винт с неподвижных установок и вне плоскости вращения винта с неподвижных или ограниченно подвижных установок. В первых выпусках пулеметы ПВ-1 имели стволы с укороченной дульной частью для снижения массы, но 24 августа 1930 г. начальник Артиллерийского управления РККА Г. И. Бондарь обратился к начальнику вооружений РККА с предложением о стандартизации пулеметных стволов3. Заместитель председателя РВС СССР И. П. Уборевич утвердил переход на изготовление начиная с 1931 г. пулеметов ПВ-1 со стволами пулемета Максима. Разработка истребителя И-4 с двумя огневыми точками потребовала для удобства размещения на самолете создания пулемета с подачей ленты слева направо. Первая партия таких пулеметов в количестве десяти экземпляров была изготовлена в 1929 г. В декабре 1929 г. после испытаний пулеметы с левой подачей ленты были приняты на вооружение, и с 1930 г. началось их производство.

Выпуск пулеметов ПВ-1 начался в 1926 г. и продолжался до 1940 г. К 1 октября 1929 г. в Военно-воздушных силах было 2480 пулеметов ПВ-14. В 1932 г. их было изготовлено 3019, в 1933 г. — 1284, в 1934 г. — 3645, в 1935 г. — 1915, в 1937 г. — 1603, в 1938 г. — 3867 шт. С 1940 г. изготовление пулеметов ПВ-1 планом не было предусмотрено и фактически прекратилось, хотя постановления о снятии их с производства и не последовало.

Для облегчения пулемета ПВ-1 Надашкевич исследует возможность замены в нем некоторых стальных частей дю-

ралюминиевыми. В начале 1925 г. по его предложению был изготовлен пулемет, в котором короб, кожух, а также некоторые второстепенные детали были изготовлены из дюралюминия. Пулемету было присвоено наименование А-2 (авиационный второй). Результаты полигонных испытании этого пулемета оказались неудовлетворительными, и 17 апреля 1925 г. Артиллерийский комитет на своем заседании высказал мнение, что «сплавы алюминия у нас еще не достигли тех механических качеств, которыми обладает сталь, не говоря уже о том, что сплавы эти еще слишком мало изучены в отношении их стойкости, утомляемости, коррозии и пр, почему переход к изготовлению частей пулемета из алюминиевых сплавов является преждевременным и в этом отношении необходимы еще обширные как научно-лабораторные, так и чисто практические опыты» 1. Дальнейшие испытания пулеметов А-2, проходившие летом 1927 г., подтвердили недостаточную прочность дюралюминиевых частей. На основании проведенных испытании Артиллерийский комитет 27 июля 1927 г. принял решение о прекращении опытов по применению дюралюминия в оружейном деле при изготовлении ответственных частей 2.

Рост и укрепление боевой мощи советской авиации и появление новых типов самолетов требовали создания пулеметов для подвижных авиационных установок — турелей на смену устаревшим пулеметам системы Льюиса. Эта задача была успешно выполнена В. А. Дегтяревым, который удачно приспособил свой ручной пулемет для применения в авиации. Принятие на вооружение Советской Армии ручного пехотного пулемета, отличавшегося высокими тактико-техническими данными, создавало практические возможности для унификации стрелкового вооружения пехоты, авиации и танковых войск, начало которой было положено трудами Федорова и Дегтярева еще в первые годы после окончания гражданской войны.

К работе над переделкой ручного пулемета в авиационный с учетом эксплуатации его в соответствующих условиях Дегтярев приступил вскоре после испытаний первых опытных образцов и проводил ее параллельно с совершенствованием пехотного образца. Идея создания авиационного турельного пулемета на базе ручного пулемета Дегтярева была поддержана представителями Военно-воздушных сил РККА. «Из образцов, выставленных на конкурс легких пу-

леметов в 1925—1926 гг., — писал 20 января 1927 г. начальнику Артиллерийского управления РККА начальник одного из управлений Военно-воздушных сил, — наиболее подходящим для частей ВВС оказался пулемет Дегтярева» 1. Испытания подтвердили возможность применения ручных пулеметов Дегтярева в авиации при условии внесения в них соответствующих изменений 2.

Основные конструктивные изменения, разработанные Дегтяревым с учетом полученных замечаний, состояли в следующем: для облегчения пулемета и уменьшения его габаритов с него снят кожух, потерявший здесь свое назначение (защита стрелка от ожогов при переноске). К передней части ствольной коробки привинчена планшайба, в нижней части которой прикреплен шкворень с изогнутым вертлюгом для соединения с турелью, а спереди сверху — втулка с кольцевым прицелом. Снятие кожуха и установка планшайбы повлекли изменение крепления направляющей трубки газового поршня, который своей передней частью входит в прилив газовой камеры, а задней — в отверстие планшайбы. Для удобства стрельбы приклад заменен двумя рукоятками — верхней с резиновой накладкой, которая крепится двумя винтами к хвостовой скобе заднего прилива спусковой рамы, и нижней пистолетного типа, приваренной к заднему приливу рамы. Для уменьшения скольжения рук на рукоятки нанесена насечка. Введение пистолетной рукоятки и последовавшее в связи с этим изменение положения пальцев при стрельбе вызвало изменение конструкции предохранителя. Ствол в дульной части имеет нарезку, на которую навинчена втулка со стойкой для флюгермушки. Однорядный дисковый магазин заменен трехрядным большей емкости (на 63 патрона) и меньшего диаметра, вверху к нему прикреплен ремень для удобства и быстроты смены магазина. Для предотвращения попадания гильз в механизмы самолета и турели снизу к ствольной коробке прикреплен гильзоулавливатель — парусиновый мешок с проволочным стальным каркасом.

В 1928 г. авиационный турельный пулемет системы Дегтярева поступил на вооружение советской авиации под наименованием ДА (Дегтярева авиационный), хотя приказом НКО СССР его принятие не было оформлено3. Новый пулемет получил положительную оценку войск. «Доношу,

что за период с 13 ноября по 2 февраля с. г., — отмечалось в донесении командира и начальника штаба 3-го авиаотряда 2 февраля 1930 г. командиру 7-й авиабригады, — все воздушные и земные стрельбы летнабами производились пулеметами системы Дегтярева: в начале стрельбы работа этих пулеметов была не всегда безотказна (непроизвольные автоматические стрельбы), что зависело от неправильной регулировки газовых отверстий на заводе, а также осечек вследствие неприспособленности летного состава к новому оружию (густая смазка). В настоящее время пулеметы Дегтярева как при воздушной, так и при зенитной стрельбе работают безотказно» 1.

Количество авиационных пулеметов ДА в авиационных частях быстро росло. «На вооружении в частях ВВС уже имеется 1200 пулеметов ДА, и 1000 шт. готовы к сдаче»,— отмечалось 30 марта 1930 г. на совещании у заместителя начальника вооружений РККА2.

В связи с успехами в области авиастроения, где на смену тихоходным самолетам пришли скоростные истребители и бомбардировщики, возникла необходимость усиления мощности огня подвижных установок. Бой на больших скоростях требовал увеличения скорострельности оружия для повышения эффективности стрельбы. Наиболее просто эта задача могла быть решена соединением нескольких пулеметов на одной общей установке. После первых удачных испытаний авиационного пулемета системы Дегтярева в 1927 г. Научно-технический комитет Управления Военно-воздушных сил обратился в Оружейно-пулеметный трест с просьбой дать задание на конструирование спаренной установки пулеметов ДА3. В работе над созданием такой установки наряду с Дегтяревым принимали участие И. И. Безруков и Н. В. Рукавишников. Они спроектировали станок, внесли конструктивные изменения в пулеметы, вызванные условиями их спаривания и эксплуатации в боевых условиях, разработали систему крепления4. Основные изменения, введенные в пулеметы ДА, заключались в следующем: планшайба в передней части ствольной коробки заменена муфтой, с помощью которой осуществляется переднее крепление пулеметов. Муфты имеют боковые приливы для соединения с основанием установки и нижние приливы для удержания трубки газового поршня. Заднее крепление пулеметов осу-

ществляется специальными стяжными болтами, проходящими через отверстия в задних приливах коробок пулеметов. Для удобства стрельбы между пулеметами установлены плечевой приклад и подбородник, в связи с чем изменена конфигурация вспомогательных верхних рукояток, с которых снята загнутая кверху часть для упора подбородка. До 1932 г. приклад делался в виде грудного упора и представлял собой стальную, обшитую кожей пластину. Пулеметы имеют спусковую тягу в виде парного спуска, которая крепится к отверстиям спусковых скоб и состоит из соединительного валика и регулировочного штока. На правом пулемете установлена дополнительная спусковая скоба для крючка, обеспечивающего одновременное ведение огня из обоих пулеметов. В левом пулемете рукоятка затворной рамы и рукоятка предохранителя спускового механизма перенесены для удобства на левую сторону, на дульной части ствола установлен кронштейн для флюгермушки. Спаривание пулеметов вызвало большую отдачу и усилило рассеивание, что значительно уменьшило вероятность поражения цели. Для уменьшения силы отдачи на установку и предохранения ее от бокового раскачивания пулеметы снабжены дульными тормозами активного действия. Основание установки состоит из соединительной трубы, переднего и заднего креплений и шкворня, соединяющего установку с турелью.

В 1930 г. спаренный авиационный пулемет системы Дегтярева поступил на вооружение под наименованием ДА-2 (Дегтярева авиационный два), хотя официального приказа о его принятии, как и пулемета ДА, не последовало 1. Это была первая комплексная установка в системе Советских Вооруженных Сил. В дальнейшем комплексные установки нашли широкое применение главным образом в противовоздушной обороне. Пулемету ДА-2, хотя он и имел в два раза большую скорострельность, были присущи все недостатки спаренных установок — громоздкость и неудобство в действии, что особенно чувствительно в авиационном оружии. Кроме того, он не обеспечивал необходимого темпа стрельбы.

Параллельно с работой над спаренной установкой Артиллерийский комитет в марте 1927 г. поручил Ф. В. Токареву проектирование 7,62-мм скорострельного пулемета.

Работа над созданием скорострельного авиационного пулемета была завершена Токаревым в 1930 г. По принципу

действия автоматики пулемет относится к системам с отводом пороховых газов. Запирание канала ствола осуществляется перекосом затвора. Питание патронами производится из патронной ленты с металлическими рассыпными звеньями. Патронная лента подается на приемное окно ствольной коробки звездочкой, расположенной в крышке приемника и приводимой в движение рычагом подачи. Подъем рычага для захода его зуба за очередной зуб звездочки для ее поворота осуществляется при возвратно-поступательном движении ползуна за счет промежуточной детали, соединяющей рычаг с ползуном. Ползун соединяется со штоком, на переднем конце которого расположены поршень и направляющая трубка для возвратной пружины. Задний конец возвратной пружины помещен в телескопическую трубу, охватывающую шток и неподвижно закрепленную в кожухе пулемета. Ползун имеет извлекатели для извлечения патрона из патронной ленты подобно извлекателям более поздних штатных пулеметов СГМ и ПК.

При отходе ползуна назад патрон с помощью подпружиненного рычага, находящегося в нижней части кожуха, подает патрон из извлекателей на приемное окно ствольной коробки. При движении подвижных частей вперед затвор досылает патрон в патронник. В крайнем переднем положении ползун производит запирание затвора. Капсюль разбивается ударно-спусковым механизмом куркового типа, расположенным в корпусе спускового механизма. Отражение стреляной гильзы происходит через боковое окно ствольной коробки с помощью подпружиненного отражателя, находящегося с правой стороны ствольной коробки. Ствол со ствольной коробкой соединен с помощью сухарного соединения. В крайнем заднем положении ползун сжимает пружину буфера, смонтированную в затыльнике кожуха, что уменьшает удар подвижных частей в заднем положении. Короткий ход подвижных частей и наличие буфера способствуют увеличению темпа стрельбы.

В октябре 1930 г. на заводе была проведена пробная стрельба из пулемета на проверку действия механизма и устранение случайных задержек. В декабре пулемет подвергся полигонным испытаниям, которые не дали благоприятных результатов, вследствие чего Артиллерийский комитет признал его не удовлетворяющим поставленным требованиям. «При испытании на полигоне, — докладывал в январе 1931 г. И. П. Уборевич народному комиссару по военным и морским делам, — механизм пулемета работал удовлетворительно, но конструкция имеет ряд недочетов:

возможность преждевременного выстрела, недостаточный темп, затруднительность устранения задержек, ненадежность синхронной стрельбы через винт, сложность в производстве, поэтому вопрос о сверхскорострельном пулемете должен быть оставлен открытым» 1.

Выдающихся достижений в проектировании скорострельного авиационного пулемета добился талантливый советский конструктор Б. Г. Шпитальный.

Борис Гавриилович Шпитальный (1902—1972) родился в Ростове-на-Дону в семье механика. В 1908 г. переехал в Москву, где окончил техническое училище, а в 1927 г. — Московский механический институт имени М. В. Ломоносова по специальности авиационного машиностроения, после чего работает в Научном автомоторном институте (НАМИ). В 1934—1953 гг. Шпитальный — начальник и главный конструктор Особого конструкторского бюро, затем профессор Московского института инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии. Конструкторской деятельностью Шпитальный начал заниматься сразу после окончания института и вскоре создал 7,62-мм скорострельный авиационный пулемет, принятый на вооружение Военно-воздушных сил под наименованием ШКАС. В дальнейшем скорострельность этого пулемета была еще более повышена в системе УльтраШКАС. Пулемет ШКАС послужил также основой для создания 12,7-мм крупнокалиберного пулемета ШВАК. Ценный вклад внес Шпитальный и в проектирование пушечного вооружения авиации. Шпитальному принадлежат также некоторые теоретические исследования: «Правила расчета наивыгоднейших соотношений размеров в образцах», «Наиболее рациональная конструкция механизмов пулемета большой скорострельности» и др. Советское правительство высоко оценило заслуги Шпитального перед Родиной, присвоив ему звание Героя Социалистического Труда, ему дважды присуждалась Государственная премия СССР, он награжден двумя орденами Ленина, орденом Суворова III степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, а также медалями. Он доктор технических наук, профессор.

Тяга к изобретательству появилась у Б. Г. Шпитального с юношеских лет. Природный интерес ко всему необычному, удивительному, граничащему подчас с фантастикой, наложил своеобразный отпечаток на всю его жизнь иопределил дальнейшую судьбу. Еще в 1920 г., работая махани-

ком на одном из заводов, Шпитальный задался целью изготовить скорострельный пулемет. Но в то время у него не было необходимого опыта, не хватало знаний. После окончания института молодой инженер приступил к осуществлению своего замысла и вскоре представил проект такого пулемета, который обратил на себя внимание исключительной смелостью решений ряда сложных вопросов конструирования автоматического оружия. Когда проект был готов, для оказания помощи Шпитальному в доработке образца и скорейшем изготовлении его к нему был прикомандирован опытный оружейный конструктор И. А. Комарицкий 1.

Иринарх Андреевич Комарицкий (1891—1971) родился в Туле. В 1908 г. окончил Тульское ремесленное училище, где остался работать мастером. В 1910 г. поступил в Тульскую оружейно-техническую школу и в дальнейшем в течение пяти лет вел в ней курс ручного огнестрельного и холодного оружия. В 1918 г. перешел на оружейный завод заместителем начальника мастерской, а в 1920 г. был направлен в Совет военной промышленности. Находясь на различных руководящих должностях, Комарицкий активно занимался рационализацией и изобретательством. Значительный вклад внес он в модернизацию 7,62-мм винтовки обр. 1891 г. и в создание 7,62-мм пулемета ШКАС. За участие в создании новых образцов оружия и усовершенствование существующих образцов И. А. Комарицкому присуждена Государственная премия СССР и он награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды, а также медалями. После Великой Отечественной войны Комарицкий принимал участие в разработке новой конструкции протеза для инвалидов войны, за что ему вторично была присуждена Государственная премия СССР.

Первый образец скорострельного авиационного пулемета, созданный Шпитальным при участии Комарицкого, был изготовлен в конце 1930 г. Это была первая в мире чисто авиационная система, которая сразу выдвинула нашу страну на первое место в этой области вооружения. В начале 1932 г. была завершена окончательная отладка конструкции, и 13 февраля 1932 г. Артиллерийское управление дало заказ на изготовление 7 пулеметов.

В первых числах июня 1932 г. пулемет был представлен К. Б. Ворошилову. Присутствовавший при этом представитель Ружтреста И. А. Глотов в своих воспоминаниях пишет: «На демонстрации пулемета объяснения давали

Б. Г. Шпитальный и И. А. Комарицкий, а также представитель ВВС тов. Пономарев. По окончании демонстрации пулемета мною, по предварительному согласованию с изобретателями, было предложено испытать его стрельбой в местном тире 1-го Дома Реввоенсовета, на что К. Е. Ворошилов дал свое согласие. С некоторым вполне понятным волнением встал за пулемет И. А. Комарицкий, и открытая по команде наркома обороны стрельба, казалось, слилась в один мощный шквал выстрелов... Все механизмы пулемета

ШКАС действовали при стрельбе безотказно... Такой результат внепланового испытания пулемета вызвал одобрение у К. Е. Ворошилова. Он поздравил изобретателей с достигнутым успехом...» 1 22 июня 1932 г. Реввоенсовет СССР принял специальное постановление «О работах инженера Шпитального». В постановлении говорилось: «1. Отметить успешное окончание разработки и постройки 7,62-мм сверхскорострельного авиапулемета инж. Шпитального, дающего при безотказной стрельбе до 2000 выстрелов в минуту. 2. Предложить начальнику ГАУ РККА: а) закончить все испытания пулемета в месячный срок и к 15/VII представить его на вооружение; б) немедленно выдать заказ промышленности на 100 пулеметов системы Шпитального с изготовлением их в 1932 г.; в) в месячный срок совместно с начальником ВВС РККА проработать вопрос о плане внедрения пулеметов Шпитального на боевые самолеты и предложения внести на утверждение РВСС. 3. Придавая исключительное значение конструкции инж. Шпитального, раз-

вертывание работ по ним произвести в возможно кратчайшие сроки» 1.

14 июля 1932 г. пулемет был одобрен правительством, которое приняло решение форсировать его доработку и предъявить на государственные испытания.

7 октября 1932 г. Реввоенсовет одобрил результаты полигонных испытаний пулемета и 11 октября 1932 г. принял постановление о принятии ого на вооружение под наименованием «7,62-мм авиационный скорострельный пулемет системы Шпитального — Комарицкого обр. 1932 г. ШКАС (Шпитального — Комарицкого авиационный скорострельный) »2. В своей системе конструкторы применили новый принцип построения автоматики, основанный па отводе части пороховых газов. Газы, проходя камеру закрытого типа, оказывают давление на поршень, связанный непосредственно со штоком, который и приводит в движение систему. Этот принцип автоматики был использован в дальнейшем при создании ряда удачных конструкций.

Запирание канала ствола осуществляется перекосом затвора вниз. Ударно-спусковой механизм действует от возвратно-боевой пружины. Спусковой механизм обеспечивает ведение только непрерывного огня. Он снабжен предохранителем флажкового типа, запирающим шептало. Питание патронами производится из металлической звеньевой разъемной ленты. Механизм подачи лепты к приемнику барабанного типа, приводится в действие от затворной рамы. Экстракция стреляной гильзы производится лапками затвора, а ее отражение — подвижным отражателем, связанным со штоком затворной рамы. Пулемет снабжен пружинными буферами затворной рамы и затвора.

Высокий темп стрельбы в пулемете ШКАС получен за счет короткого хода подвижных частей автоматики и совмещения ряда операций по перезаряжанию. Во избежание демонтажа патрона его извлечение из звена ленты осуществляется за десять циклов работы автоматики, что достигается за счет винтового паза на кожухе зубчатки. Для смягчения ударов при посадке подвижных частей на шептало после окончания очереди шептало имеет буферную пружину.

Шпитальному и Комарицкому удалось создать оригинальную конструкцию, в которой впервые в мировой оружейной практике был осуществлен ряд смелых решений:

непрерывное питание особого устройства, многожильная возвратная пружина высокой живучести и т. п.

Несмотря на малую массу и компактность, пулемет обладал исключительно высоким темпом стрельбы — 1800 выстр./мин, который не был достигнут ни в одном иностранном образце автоматического оружия. Так, американский пулемет Кольта — Браунинга МЗ, английский пулемет Виккерса, французский пулемет Дарна, германский пулемет MG-15 и другие, имея примерно такую же массу и калибр, как советский образец, и равную или меньшую начальную скорость пули, давали темп стрельбы 900— 1100 выстр./мин.

Для пулемета ШКАС под руководством Н. М. Елизарова были отработаны патроны, которые имели трассирующие, зажигательные и комбинированного действия бронебойно-зажигателыные пули, способные воспламенять бензиновые баки, защищенные броней.

Николай Михайлович Елизаров (1895—1955) родился в Кронштадте в семье военного чиновника. Окончил кадетский корпус в Петербурге, после чего продолжал учебу в Михайловском артиллерийском училище. После выпуска из училища в чине прапорщика направлен строевым командиром в артдивизион в г. Двинск. С началом первой мировой войны — на фронте, был командиром взвода легкой батареи. В 1918 г. вступил в ряды Красной Армии, участвовал в боях сначала в должности командира артдивизиона, а затем — помощника начальника артиллерии дивизии до окончания гражданской войны. С 1922 г. работал в штабе Северо-Кавказского военного округа. В 1926 г. поступил в Артиллерийскую академию имени Ф. Э. Дзержинского, по окончании которой с 1930 по 1935 г. работал в Научно-техническом комитете Главного артиллерийского управления. В 1935 г. уволен в запас и направлен на работу в промышленность, работал технологом, начальником опытного цеха завода. В 1941 г. был назначен начальником отдела технического контроля, а в 1947 г. — главным конструктором научно-исследовательского института. За разработку ряда новых видов боеприпасов награжден орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды и медалями. Ему присуждена Государственная премия СССР.

Патроны к пулемету ШКАС в значительной степени повышали его эффективность. Они явились первыми в мире авиационными патронами.

При всех достоинствах пулеметов системы ШКАС их первые выпуски, изготовленные по чертежам опытного об-

разца, имели недостаточную живучесть — около 1500— 2000 выстрелов. Советское правительство, давая в марте 1933 г. заказ на первую крупную партию пулеметов, предложило конструкторам повысить их живучесть, доведя ее до 5000 выстрелов.

Задание правительства было выполнено в короткие сроки, и в апреле 1933 г. Шпитальный и Комарицкий представили образец, который отличался от своего предшественника не только лучшей живучестью, но и некоторыми изменениями, положительно сказавшимися на простоте конструкции пулемета. В новой модели была существенно изменена ее основная деталь — коробка, введены пять новых деталей вместо тринадцати упраздненных. Эти переделки повлекли за собой значительное количество изменений размеров и допусков сопряженных деталей.

Выпуск пулеметов по новым чертежам начался в июле 1933 г. До конца года производство пулеметов было налажено и перешло от стадии полукустарного изготовления к серийному выпуску. Теперь перед конструкторами была поставлена задача приспособить пулемет системы ШКАС для применения в различных точках самолета в качестве турельного, синхронного и крыльевого.

Турельный и крыльевой варианты пулемета были созданы в начале 1934 г. и 17 февраля 1934 г. были представлены на утверждение в Центральный Комитет партии, который одобрил их и предложил немедленно приступить к массовому выпуску. Установку для турельного пулемета разработал Н. Ф. Токарев и представил в феврале 1934 г. После успешных испытаний в марте 1934 г. она была принята на вооружение. Предпринятые ранее попытки установить пулеметы ШКАС на старых турелях, предназначенных для авиационных пулеметов Дегтярева, оружия значительно более слабого, не увенчались успехом из-за сильного рассеивания пуль. Крыльевой пулемет ШКАС был взаимозаменяем с турельным и имел только те различия, которые вызывались удобством эксплуатации. Ручка перезаряжания в нем заменена тросовым механизмом, а ручка управления — механизмом подавателя. Функции крепежного кольца выполняет соединительная муфта. Конец ствола снаружи гладкий по сравнению со стволом турельного пулемета. На кожухе ствола отсутствует Т-образный паз, имеющийся в турельном пулемете.

Синхронизация пулемета ШКАС была осуществлена в 1936 г. конструкторами В. Н. Салищевым, К. Н. Рудневым и В. П. Котовым. Отличительной особенностью конструк-

ции синхронного механизма этого пулемета является перенесение всех основных его деталей, за исключением бойка и рычага взвода, с затвора на ствольную коробку.

К 1936 г. пулеметы системы ШКАС заняли доминирующее положение в системе вооружения советской авиации. «Опытное самолетное строительство и серийное производство, — писал 28 марта 1935 г. К. Е. Ворошилов народному комиссару тяжелой промышленности Г. К. Орджоникидзе,— мы переводим на пулеметы ШКАС, а в 1936 г. все самолеты серийного производства будут выпускаться только с этими пулеметами».

Высокие боевые качества пулемета ШКАС были по достоинству оценены летчиками республиканской Испании, где они нашли свое первое боевое применение. Только в начальный период боев за Мадрид самолетами И-16, вооруженными 7,62-мм пулеметами ШКАС и 20-мм пушками ШВАК, было сбито свыше 350 фашистских самолетов при ничтожных своих потерях.

«ШКАС, когда он впервые появился на знаменитом И-16, — писал в своих воспоминаниях делегат ХХIII съезда КПСС Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Ф. И. Шинкаренко, — просто поражал каждого из нас своей оригинальной конструкцией (он был без единого соединительного винта) и скорострельностью» 1.

По мере развертывания производства пулеметов конструкторы совместно с технологами проводят большую работу по повышению их живучести. Особенность проектирования автоматического оружия заключается в том, что любая незначительная деталь может проявить себя самым неожиданным образом и заставить переделать уже готовую систему. Много неприятностей доставила конструкторам возвратно-боевая пружина. Несмотря на все принятые меры, она часто выходила из строя, не выдерживая более 2500— 2800 выстрелов. Пробовали различные сорта стали, меняли диаметр пружин и толщину проволоки, но ничего не помогало, и после определенного количества выстрелов стрельбу приходилось останавливать для замены пружины. Оригинальное решение было найдено Шпитальным, который предложил делать пружину многожильной, витой. Такая пружина, как показали испытания, выдерживала во много раз больше циклов нагрузки, чем обыкновенная, обеспечив живучесть пружины на уровне остальных деталей. «24 декабря 1934 г. закончено испытание пулемета ШКАС с витой

трехжильной возвратно-боевой пружиной, — говорилось в протоколе полигона, — на котором установлено, что живучесть испытанной витой трехжильной возвратно-боевой пружины равна 14 000 выстрелам, в то время как живучесть обыкновенной одножильной пружины пулемета ШКАС, испытанной в аналогичных условиях с витой, равна в среднем 2500—2800 выстрелам. Таким образом, живучесть витой трехжильной возвратно-боевой пружины в 4,5— 5,5 раза выше по сравнению с обыкновенной одножильной пружиной. Данная живучесть витой трехжильной пружины показывает, что при условии сохранения качества пружины, равного испытанной, и введения к пулемету двух запасных пружин можно полностью обеспечить настоящую живучесть пулемета» 1.

Неожиданные трудности доставили задержки при стрельбе по вине патронов. Причину этих задержек оказалось не так просто установить, и для их выяснения приказом народного комиссара обороны СССР была даже создана специальная комиссия. Ее возглавил главный маршал артиллерии Н. Н. Воронов. «Вдруг ни с того ни с сего, — писал он, — авиационные пулеметы системы ШКАС стали часто давать осечки. По поручению народного комиссара обороны С. К. Тимошенко нам пришлось заняться этим делом. Мы организовали опытные стрельбы. Они показали, что все сомнительные патроны в обычных винтовках, ручных и станковых пулеметах сухопутных войск работают безотказно, а в авиационных пулеметах продолжают давать осечки. Выяснилось и то, что есть какие-то партии патронов, которые не дают осечек при стрельбе из ШКАС. Но какие и почему — этого никто не мог точно установить. На очередном заседании комиссии я обратил внимание на лежащие на столе образцы боевых капсюлей. Стал внимательно их рассматривать и обнаружил одну деталь: фольга в месте крепления с капсюлем была покрыта черным или красным лаком. Красный лак был импортным, а черный — отечественным. Провели новые стрельбы. Капсюли, покрытые импортным лаком, не давали осечек. Вторые, наоборот, давали осечки. Все патроны с капсюлями, покрытыми черным лаком, были немедленно изъяты из ВВС и переданы для использования в сухопутные войска. Военно-воздушные силы стали снабжаться патронами с капсюлями, покрытыми красным лаком. Комиссия предложила также провести тщательное исследование отечественного лака. Оказалось, что

1 ВИМАИВС, ф. 6р, оп. 1, д. 620, л. 208.

наши химики не доработали: лак, предложенный ими, вредно влияет на фольгу. Было предложено срочно устранить этот дефект. Вскоре создали новый лак, вполне отвечающий предъявляемым к нему требованиям. Осечки прекратились» 1. В результате принятых мер боевые и эксплуатационные качества пулемета ШКАС были значительно улучшены, и уже в 1935 г. его живучесть составляла не менее 15 000 выстрелов.

Много сил и энергии в организацию выпуска пулеметов ШКАС, внедрение передовых методов труда, оснащение процессов производства новейшим оборудованием вложил замечательный коллектив тульских оружейников.

Блестящими новаторами проявили себя заместитель начальника конструкторского бюро П. К. Морозенко, начальник Центрального конструкторского бюро П. И. Майн, начальник пулеметного отдела Н. Н. Костин, инженеры А. В. Иванов, В. И. Силин, В. А. Казанский, Б. М. Пастухов, П. С. Батов, мастера Н. А. Морозов, М. И. Филиппов, многие кадровые рабочие. Особо следует отметить директора завода Б. Л. Ванникова, «создавшего на Тульском оружейном заводе, — как отмечалось в одном из правительственных постановлений, — массовое производство пулеметов ШКАС по поточному способу, первого инженера, преодолевшего старинные традиции ТОЗа в производстве оружия, и автора целого ряда усовершенствований в конструкции авиаустановок» 2.

В своих воспоминаниях Комарицкий отмечал, что своим успехом Шпитальный и он обязаны той огромной помощи, которую им постоянно оказывали Центральный Комитет партии и Советское правительство. «Впервые в мировой оружейной технике, — писал Комарицкий, — появилась эта система только в СССР благодаря заботам Коммунистической партии и Советского правительства, которые постоянно оказывали исключительное внимание нашей работе, создав все необходимые условия для успешной разработки авиационного вооружения. В течение 1931—1933 гг. мне выпало большое счастье быть в Кремле три раза, и каждый раз мы получали ценные указания и помощь при выполнении столь ответственного задания» 3.

Исключительное внимание организации валового выпуска пулеметов ШКАС уделял Г. К. Орджоникидзе. Он неод-

нократно вызывал к себе Шпитального с докладом о тех или иных работах, давал необходимые указания заводам, явился инициатором строительства специального конструкторского бюро авиационного стрелкового вооружения, оборудованного по последнему слову техники. Большую помощь в быстрейшем наращивании мощностей по выпуску пулеметов ШКАС оказывал М. Н. Тухачевский, который с этой целью неоднократно приезжал в Тулу.

Важное значение в увеличении выпуска новых авиационных пулеметов имело решение Комитета Обороны при СНК СССР от 26 мая 1937 г. о производстве пулеметов системы ШКАС и о наращивании мощностей для их изготовления. В соответствии с этим решением выпуск пулеметов ШКАС начиная с 1937 г. резко возрос, обеспечивая потребности быстрого увеличения Военно-воздушных сил. Выпуск всех видов пулеметов системы Шпитального — Комарицкого (турельных, крыльевых и синхронных) составил в 1933 г. — 365 шт., в 1934 г.— 2476, в 1935 г.— 3566, в 1937 г.— 13 005, в 1938 г. — 19 687, в 1940 г. — 34 233 шт., т. е. за сравнительно короткий срок увеличился почти в 100 раз.

Работая над дальнейшим увеличением скорострельности авиационного оружия, советские конструкторы доказали, что высокий темп стрельбы, достигнутый в пулемете ШКАС, не является пределом. В 1935 г. И. В. Савин и А. К. Норов разработали образец пулемета, имеющего темп стрельбы 2800—3000 выстрелов. Такая высокая скорострельность была достигнута за счет сокращения времени, необходимого для полного цикла перезаряжания, путем применения принципа отвода пороховых газов при движении ствола вперед.

Действие автоматики в созданном ими пулемете обеспечивалось следующим образом: при выстреле, после прохождения пулей газоотводного отверстия, пороховые газы попадают в газовую камеру и перемещают ствол вперед. Поверхности ствола и ползуна выполнены частично в форме зубчатой рейки и связаны между собой шестерней, расположенной в кожухе.

При движении ствола вперед ползун через шестерню отбрасывается назад, отпирает затвор, извлекает патрон из ленты и подает его на приемное окно; при этом энергия ствола поглощается его пружиной, а энергия ползуна и затвора в конце отката — соответствующими буферными пружинами. После этого ствол возвращается пружиной ствола назад, в исходное положение, а ползун с затвором перемещается в крайнее переднее положение. При движении ползуна вперед он своим скосом опускает патрон в лапки за-

твора и досылает его в патронник. После остановки затвора на пеньке ствола ползун, продолжая движение, перекашивает затвор и производит запирание канала ствола. В крайнем переднем положении ползун своим сапожком ударяет по бойку, перемещающемуся в затворе, и производит выстрел. Подача очередного патрона, находящегося в рассыпной металлической ленте, в исходное положение осуществляется зубчаткой, которая поворачивается скосами вкладыша, расположенного на стволе, при движении ствола назад. Отражение стреляной гильзы производится очередным патроном, снижаемым скосом ползуна в лапки затвора. Спусковой механизм допускает ведение только автоматического огня и имеет два шептала, которые удерживают ползун в крайнем заднем положении после отпускания спускового крючка. Предохранитель флажкового типа, размещен с правой стороны рукоятки управления огнем и фиксирует спусковой крючок.

В 1936 г. авиационный пулемет системы Савина — Норова (СН) успешно прошел испытания. 8 июня 1937 г. Комитет Обороны постановил дать заказ на серийный выпуск пулемета СН, присвоив ему наименование «7,62-мм скорострельный авиационный пулемет обр. 1937 г. Системы Савина — Норова».

15 мая 1937 г. Шпитальный и Комарицкий закончили изготовление опытного образца пулемета УльтраШКАС. Применив в нем также принцип подвижного ствола при ходе вперед, они достигли такой же скорострельности, как и в пулемете СН. В результате войсковых испытаний, проходивших в 1938 г., Комитет Обороны 13 мая 1939 г. постановил принять на вооружение Военно-воздушных сил РККА турельный пулемет УльтраШКАС.

Пулеметы УльтраШКАС и СН устанавливались на истребителях и нашли боевое применение во время советско-финляндской войны 1939—1940 гг. Несмотря на значительное повышение темпа стрельбы на пулеметах УльтраШКАС и СН, вопрос о дальнейшем увеличении скорострельности авиационного вооружения не был снят с повестки дня. Различными направлениями шли конструкторы в поисках лучших решений этой проблемы, некоторые из них не потеряли своей актуальности и в наши дни.

В то время в носовых установках скоростных бомбардировщиков ставились спаренные пулеметы ШКАС, имеющие единый спуск, обеспечивающий одновременную стрельбу двух пулеметов. Темп стрельбы такой установки равнялся суммарному темпу стрельбы двух пулеметов и составлял

3600—4000 выстр./мин. В 1935—1936 гг. К. Н. Рудневым, В. Н. Полюбиным и А. А. Троненковым была разработана «механическая спарка» пулеметов ШКАС, в которой темп стрельбы тех же пулеметов был доведен до 6000— 6400 выстр./мин.

В дальнейшем в разработке и исследовании спарки приняли также участие Н. Ф. Токарев и А. А. Волков под непосредственным руководством главного конструктора одного из конструкторских бюро М. А. Мамонтова 1. Принцип действия новой системы заключается в использовании энергии пороховых газов при выстреле в одном пулемете для ускорения возвратного движения частей другого пулемета. Достигалось это следующим образом. В обычных пулеметах ШКАС время наката подвижных частей почти в два раза больше времени отката. В механической спарке в поршни пулеметов ШКАС были вставлены рейки, которые соединялись шестерней, закрепленной на установке, что связывало подвижные системы обоих пулеметов. В результате при выстреле подвижная система первого пулемета осуществляет откат и через шестерню перемещает подвижную систему второго пулемета в крайнее переднее положение, обеспечивая производство выстрела в другом пулемете. Таким образом, подвижные системы первого и второго пулемета поочередно являются ведущими и обеспечивают одинаковые скорости отката и наката и высокий темп стрельбы. Для предупреждения преждевременного отпирания пулемета при отходе от буфера подвижных частей второго пулемета рейки в поршнях имели возможность перемещаться продольно на 9 мм. При этом подвижные части одного па пулеметов оставались в крайнем переднем положении, пока во втором пулемете они перемещались в накате на 18 мм. Этого времени было достаточно, чтобы устранить преждевременное отпирание. Для ведения огня спусковой механизм был расположен на одном из пулеметов. «Механическая спарка» пулеметов ШКАС успешно выдержала полигонные испытания.

Наряду с высоким темпом стрельбы ее положительными качествами были простота и оригинальность конструкции, компактность и отсутствие громоздких деталей, возможность быстрой организации производства вследствие незначительных изменений изготовлявшихся на базе валового производства пулеметов ШКАС. Как отмечалось в документах, она «без существенных изменений может быть использована

для крыльевых и турельных установок на самолете, а также для целей противовоздушной обороны, в этом случае она заменяет 3 счетверенные установки или 12 пулеметов Максима» 1. В сентябре 1936 г. «Спарка» была установлена на серийный самолет СБ и испытана в воздухе. На основе этих испытаний в июне 1937 г. новой системе было присвоено наименование «Механическая спарка ШКАС (МСШ)», и Народный комиссариат оборонной промышленности обязывался изготовить серию в количестве 20 шт. с установкой на самолеты СБ с целью войсковых испытаний 2. В дальнейшем вследствие наметившейся по опыту боев в Испании тенденции вооружения самолетов крупнокалиберными пулеметами работа над ней была прекращена и она не была принята на вооружение.

История военной техники связана с непрерывными поисками. То, что сегодня кажется предельно ясным, со временем может оказаться не оправдавшим возлагавшихся надежд. И наоборот, призванное сегодня неперспективным, неожиданно может приобрести в дальнейшем первостепенное значение. Наглядным подтверждением этого является оригинальное решение проблемы увеличения темпа стрельбы, предложенное конструкторами В. И. Силиным, М. Е. Березиным и П. К. Морозенко. Одновременно с пулеметом СН ими был создан 7,62-мм пулемет с темпом стрельбы 6000 выстр./мин, получивший наименование СИБЕМАС (Силин — Березин — Морозенко авиационный скорострельный, 1935 г.). В этой системе впервые была применена револьверная (барабанная) схема автоматики, что знаменовало собой качественный скачок в поисках авиационного оружия с высоким темпом стрельбы. К сожалению, инициатива талантливых конструкторов не получила должной оценки, а неизбежные в каждом новом деле отдельные недоработки привели к тому, что после первых же встретившихся трудностей работа над этой системой была прекращена. Из зарубежных конструкторов немцы первыми обратились к револьверному принципу и начали проектировать 20-мм авиационную пушку с отводом пороховых газов. Первая модель такой автоматической револьверной пушки MG-213C/20, в которой барабан заряжался во время стрельбы, была создана ими только в 1943 г. К концу войны было изготовлено несколько опытных образцов этой пушки. После окончания военных действий они попали в США, где на их основе

был разработан 15/20-мм пулемет-пушка М-38/39, принятый на вооружение в 1954 г. В дальнейшем эта же схема автоматики, основанная на револьверном принципе, получила распространение и в других странах при создании ряда систем авиационно-пушечного вооружения.

Заслуга советских конструкторов заключалась не только в том, что они разработали и изготовили первые в мире скорострельные пулеметы, но и в том, что они первые научно обосновали возможность получения высокой скорострельности, показали силу советской науки и способность нашей промышленности создавать оружие, по своим качествам далеко оставляющее за собой иностранные образцы. Высокий темп, достигнутый в конструкциях советских авиапулеметов, позволил обходиться без значительного увеличения числа стволов на истребителях и не переходить к крыльевым установкам, обладавшим большим рассеиванием. За рубежом задача повышения эффективности стрельбы решалась в основном путем увеличения числа стволов на самолете. Так как в фюзеляже трудно было разместить больше четырех пулеметов, то в ряде стран перешли к крыльевым установкам. В Великобритании, например, число пулеметов на одномоторном истребителе было доведено до 12.

По-видимому, во время гражданской войны в Испании немцам удалось захватить несколько пулеметов ШКАС, которые доставляли много неприятностей фашистским летчикам, и они предприняли попытку создания аналогичной системы под свой патрон, не имевший фланца. В пулемете ШКАС подача патронов осуществлялась в результате воздействия винтовой поверхности на фланец патрона, т. е. использовалось выступание фланца над боковой поверхностью гильзы. Применение бесфланцевого патрона настолько усложняло систему, что она оказалась практически непригодной.

«Когда наши доблестные войска, взявшие штурмом Берлин, ворвались в канцелярию третьего рейха, — писал Б. Г. Шпитальный, — то среди многочисленных трофеев, захваченных в канцелярии, оказался на первый взгляд необычного вида образец оружия, тщательно накрытый стеклянным колпаком, и бумаги с личной подписью Гитлера. Прибывшие для осмотра этого образца специалисты с удивлением обнаружили под стеклом тульский авиапулемет ШКАС 7,62-мм и находившийся при нем личный приказ Гитлера, гласивший о том, что тульский пулемет будет находиться в канцелярии до тех пор, пока немецкие специалисты не создадут такой же пулемет для фашистской авиа-

ции. Этого, как известно, гитлеровцам так и не удалось сделать» 1.

Выдающиеся качества системы ШКАС позволили принять ее за основу при проектировании крупнокалиберного авиационного пулемета. 9 февраля 1931 г. перед конструкторами была поставлена задача разработать и изготовить 12,7-мм авиационный пулемет для стрельбы как через винт, так и с турели по системе Шпитального. Образец такого пулемета был разработан С. В. Владимировым в начале 1932 г. и к 28 мая того же года был изготовлен. Три последующих пулемета той же конструкции были сданы 20 декабря 1934 г. Станок к новому пулемету был усовершенствован И. С. Лещинским. Это был первый творческий успех талантливого проектировщика.

В 1935 г. начался серийный выпуск 12,7-мм крупнокалиберных авиационных пулеметов системы Шпитального — Владимирова — ШВАК (Шпитального — Владимирова авиационный крупнокалиберный). В этой системе, созданной на основе 7,62-мм авиационного пулемета системы ШКАС, были заимствованы его отдельные, наиболее удачные конструктивные решения. При ее создании Владимиров не ограничился механическим увеличением всех размеров деталей ее предшественника. Новые условия эксплуатации потребовали в ряде случаев иных решений, и они были удачно найдены. Некоторые узлы автоматики — механизм вращения зубчатки, затвор с автоматическим спуском ударника и другие — были усовершенствованы. Более рациональное решение было найдено для размещения штока, приводящего в действие автоматику пулемета после выстрела. Перенесение его с верхней части ствола в нижнюю дало возможность за счет лучшей компоповки деталей добиться снижения массы пулемета.

12,7-мм пулемет ШВАК оказался мощным оружием для борьбы с истребителями противника. Бронебойное и зажигательное действие пуль ШВАК было превосходным, однако фугасное действие его разрывных пуль было недостаточным. В связи с этим встал вопрос о необходимости дополнительного введения на вооружение авиации системы большего калибра. Наиболее целесообразным было признано при этом принять за основу 12,7-мм пулемет ШВАК.

Полигонные испытания пулемета ШВАК показали, что благодаря большому запасу прочности его калибр может быть увеличен до 20 мм без изменения габаритов подвиж-

ной системы путем замены ствола. На оснований этих испытаний инженерами А. И. Гнатенко, П. Е. Ивановым, Г. И. Миханевым, А. Ф. Поповым и А. И. Голышевым была выполнена конструктивная отработка 20-мм пушки ШВАК. Но возникали вопросы, как поведет себя пушка в воздухе и как отразится ее установка на летно-тактических данных самого самолета. Всесторонние испытания системы, проведенные В. П. Чкаловым на одноместном истребителе И-16, окончательно решили ее судьбу. В 1936 г. была выпущена первая партия 20-мм пушек ШВАК — первой советской системы авиационных пушек, положившей начало интенсивному развитию этого вида артиллерии.

Создание 12,7/20-мм системы ШВАК явилось открытием нового направления в мировой военной технике, давшего жизнь целому ряду бикалиберных образцов. Позже, во время второй мировой войны, немцы создали бикалиберное оружие 13/20-мм (MG-132/135). По этому же пути пошли в дальнейшем и американцы. В 1943—1945 гг. в нашей стране конструкторами С. Е. Рашковым, В. Е. Шенцовым и С. С. Розановым также впервые в мире была создана крупнокалиберная автоматическая авиационная бикалиберная пушка РШР-57/45 со сменными стволами 45 - и 57-мм калибра.

20-мм пушка ШВАК, нашла широкое применение в советской авиации и устанавливалась на многих типах самолетов. Ни один другой образец авиационного пушечного вооружения как у нас, так и в других странах за все годы второй мировой войны не может сравниться с ней по объему производства.

20-мм пушки ШВАК в 1941 г. были также установлены на легкие танки Т-60, что позволило увеличить мощность их огня в десятки раз и довести прицельную дальность до 7 км. Несколько сот таких танков принимало успешное участие в боях под Истрой в декабре 1941 г. во время исторической битвы за Москву.

5 августа 1938 г. Советское правительство поставило перед изобретателями-оружейниками задачу создания 12,7-мм крупнокалиберного синхронного пулемета. Наиболее успешно эта задача была выполнена М. Е. Березиным, который предложил систему, отличавшуюся простотой конструкции, малыми габаритами, удобством в эксплуатации, легкостью изучения и надежностью в боевом применении.

Михаил Евгеньевич Березин (1906—1950) родился в деревне Гончарка, Кирилловского района, Вологодской области, в бедной крестьянской семье. С девяти лет он начал

свою трудовую жизнь, работая батраком, чернорабочим, лесорубом, плотником. В 1926 г. поступил на рабфак при Ленинградском политехническом институте, затем в Ленинградский военно-механический институт, после окончания которого в 1934 г. работал на Тульском оружейном заводе сменным мастером, а затем инженером-конструктором. В 1935 г. перешел с завода в конструкторское бюро, где разработал 12,7-мм крупнокалиберный пулемет, на базе которого им был создан в дальнейшем универсальный пулемет с

разновидностями турельного, крыльевого и синхронного. Ценный вклад он внес также в конструирование авиационных пушек.

За успешные труды по созданию стрелково-пушечного вооружения для советских Военно-воздушных сил Березину дважды присуждалась Государственная премия СССР, он награжден орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Кутузова I степени, орденом Суворова II степени, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».

12,7-мм авиационный пулемет Березина относится к системам автоматического оружия, действие которого построено на принципе отвода пороховых газов через специальное отверстие в стволе. Запирание канала ствола при выстреле достигается с помощью особого клина в отличие от пулеметов ШКАС и ШВАК, где оно производится перекосом затвора. Ударный механизм ударникового типа, действует от специальной боевой пружины. Спусковой механизм обеспечивает ведение только непрерывного огня, шептало снабжено буфером. Питание пулемета патронами осуществляется из металлической звеньевой ленты. Механизм подачи ленты ползункового типа. Подача патронов из приемника в патронник не прямая. Возвратный механизм пружинного типа, размещен под стволом, соединяется с затворной рамой с помощью специального вкладыша. Экстракция стреляной гиль-

зы производится зацепами затвора, ее отражение — последующим патроном. Пулемет снабжен буфером подвижных частей, смонтированным в затыльнике. Крепление ствола в ствольной коробке осуществляется с помощью клина.

Первый пулемет Березина был изготовлен в октябре 1938 г. Заводские испытания показали надежную работу его автоматики и хорошую живучесть. Два других пулемета, вылущенные в декабре 1938 г., также успешно выдержали наземные стрельбы. 8 апреля 1939 г. Б. Л. Ванников обратился с письмом в Центральный Комитет партии и Совет Народных Комиссаров, в котором, давая высокую оценку крупнокалиберному пулемету Березина как новому мощному оружию авиации, ставил вопрос о немедленной организации его серийного выпуска, не дожидаясь результатов дальнейших испытаний и принятия на вооружение. 13 апреля 1939 г. Комитет Обороны принял постановление о производстве 12,7-мм авиационного синхронного пулемета Березина БС (Березина синхронный).

Войсковые испытания пулеметов БС проводились с 7 января по 22 февраля 1941 г. в 116-м авиационном истребительном полку на самолетах И-16 и И-153. Испытанию подверглось шесть пулеметов, из которых было сделано 48 286 выстрелов, в том числе 36 870 в воздухе и 11 416 в тире. Стрельба проводилась на высоте от 1 до 9 тыс. м очередями по 20—50 выстрелов. Проверка работы автоматики в условиях низких температур проводилась стрельбой на высоте 8—9 тыс. м при температуре воздуха от —42 до —48° С. Действие инерционных сил на работу пулемета определялось свободным отстрелом на фигурах высшего пилотажа: на глубоких виражах, боевых разворотах, петлях, бочках и пикировании. Во всех случаях пулеметы работали надежно, давая незначительное количество задержек. При стрельбе пулеметы без чистки и дополнительной смазки выпускали в среднем по 1470 пуль, что давало возможность, не снимая пулемет, совершать по 5—6 боевых вылетов. После выполнения основной программы пулеметы были подвергнуты испытанию на живучесть в тире. Средняя живучесть пулеметов равнялась 10—12 тыс. выстрелов. Высокую оценку новому образцу дали летчики-испытатели, отстреливавшие пулеметы в воздухе. «В процессе войсковых испытаний пулемет БС показал себя вполне пригодным для принятия его на вооружение ВВС Красной Армии, — докладывал старший лейтенант Крючков. — За время испытаний пулемет работал бесперебойно, дав несколько легко устранимых задержек». Он счел работу БС отличной. Такую же

высокую оценку пулемету дали и другие летчики1. Комиссия под председательством Героя Советского Союза полковника Н. П. Каманина, проводившая испытания, в своем заключении отметила, что 12,7-мм синхронный пулемет конструкции Березина испытания выдержал и может быть принят на вооружение Военно-воздушных сил РККА.

Несмотря на все свои положительные качества, пулемет БС обладал и некоторыми серьезными недостатками. Особенно сказывалась трудность его перезаряжания в воздухе с помощью тросовой системы, требовавшей от летчика больших физических усилий в самые решительные минуты боя, выявились дефекты, связанные с недостаточной живучестью отдельных деталей автоматики, требовали устранения причины появления некоторых задержек.

Работая над дальнейшим совершенствованием своей системы в целях ликвидации этих недостатков и создания универсального пулемета для применения его в основных огневых точках всех самолетов, М. Е. Березин разработал универсальный пулемет УБ (универсальный Березина) трех разновидностей в зависимости от места установки — турельный, крыльевой и синхронный. Основные детали и механизмы всех трех вариантов пулемета были сохранены, за исключением спускового и ударного механизмов, в которые были внесены некоторые изменения, связанные со спецификой их применения. В синхронном (УБС) и крыльевом (УБК) вариантах было осуществлено дистанционное управление системой перезарядки в случае появления задержек в стрельбе в воздухе с использованием сжатого воздуха. Это была первая в советской авиации система пневматического перезаряжания пулемета, значительно облегчившая его эксплуатацию в боевых условиях. В связи с невозможностью использовать пневматическую перезарядку на турельном пулемете (УБТ) из-за габаритов кабины конструктор Г. И. Никитин разработал для него рукоятку перезаряжания рычажного типа. Проведенные усовершенствования значительно повысили боевые качества 12,7-мм пулемета системы Березина, надежность его эксплуатации в различных боевых условиях.

Неизменными помощниками М. Е. Березина были конструкторы 3. И. Мамонтова, А. Т. Чепелев, а также слесари-механики И. Н. Архипов, Н. В. Пономарев, А. Ф. Чиненов и В. Г. Щукин, фрезеровщик С. Д. Зайчиков, токарь

Н. С. Богучаров и др.1 Своим самоотверженным трудом они не только во многом способствовали успеху работы при создании первых образцов, но и в дальнейшем, в тяжелые годы войны, направлялись на наиболее ответственные участки для налаживания их производства, устранения обнаруженных при эксплуатации недостатков и дальнейшего совершенствования системы: упрощения обработки, снижения затрат на изготовление, повышения живучести.

22 апреля 1941 г. постановлением Центрального Комитета партии и Советского правительства универсальный пулемет системы Березина был принят на вооружение Военно-воздушных сил. Он явился одним из основных видов авиационного стрелкового вооружения в годы Великой Отечественной войны. Следует отметить то большое внимание, которое уделял производству пулеметов системы Березина председатель Совета оборонной промышленности Н. А. Вознесенский. Его указания, ценные советы, вдумчивые распоряжения во многом способствовали быстрейшей организации их массового выпуска.

Для пулемета УБ под руководством Н. М. Елизарова и А. И. Забегина были разработаны патроны со специальными пулями: бронебойно-зажигательной, бронебойно-зажига-тельно-трассирующей и зажигательно-разрывной.

Принятие пулемета Березина подвело итог той в высшей степени плодотворной работе, которая была проведена в предвоенные годы по оснащению советской авиации новыми образцами вооружения, выдержавшего в дальнейшем все испытания военного времени и обеспечившего нашим летчикам в результате тяжелых сражений с авиацией противника безраздельное господство в воздухе.

В дальнейшем, уже в конце войны, в 1944 г. Березин без всяких конструктивных изменений, путем замены ствола, создал надежно действующую 20-мм авиационную пушку (Б-20) под штатный патрон от пушки ШВАК. Создание этой системы наряду с уже существующим и положительно себя зарекомендовавшим образцом ШВАК было вызвано тем. что конструктивная схема ШКАС оказалась не вполне рациональной в применении к 20-мм калибру и больше. При сравнительно легком патроне масса пушки, а также ее габариты оказались чрезмерно большими. Это значительно ограничивало боевые возможности системы и ее использование, особенно па подвижных установках.

Пушка Б-20 при тех же начальной скорости снаряда и темпе стрельбы была почти вдвое легче своей предшественницы и незначительно отличалась от 12,7-мм пулемета УБ. Это дало возможность устанавливать ее как на встроенных неподвижных установках, так и на подвижных установках с дистанционным управлением. Выполненная в крыльевом, турельном и синхронном вариантах, она на завершающем этапе войны находилась на вооружении самолетов Ил-2, Як-1, Як-3, Як-7. В дальнейшем она устанавливалась на самолетах Ил-10 и Ту-4.

Мощность вооружения советской авиации в годы Великой Отечественной войны значительно возросла. Наряду с пулеметами широкое применение в авиации находят пушки различных калибров, которые в дальнейшем вытеснили стрелковое оружие.

В послевоенный период, к концу 40-х гг., важное место в Военно-воздушных силах стали занимать вертолеты. Для их вооружения в конструкторском бюро, руководимом И. Ф. Дмитриевым, в 1950 г. был разработан Н. М. Афанасьевым 12,7-мм крупнокалиберный авиационный пулемет.

Николай Михайлович Афанасьев родился в 1916 г. в г. Петрограде, в г. Калинине окончил семилетнюю школу, а в 1938 г. в г. Торжке — техникум механизации сельского хозяйства. С 1939 по 1945 г. служил в рядах Советской Армии. В 1940 г., во время прохождения службы на границе с Монгольской Народной Республикой, разработал проект скорострельного двуствольного авиационного пулемета. Для реализации своего изобретения был направлен на научно-испытательный полигон стрелкового оружия на должность конструктора. В сентябре 1941 г. ушел добровольцем на фронт, принимал участие в обороне Москвы. Осенью 1942 г. был отозван из действующей армии для продолжения своей работы на полигоне. После демобилизации из армии в 1945 г. в течение года работал в конструкторском бюро минометного вооружения, возглавляемом Б. И. Шавыриным, затем снова на полигоне. С 1948 г. работает в конструкторском бюро.

Совместная работа с такими опытными конструкторами, как Н. В. Рукавишников, В. Ф. Кузмищев, А. И. Судаев на полигоне, М. Е. Березин, А. А. Волков, В. И. Силин, С. А. Ярцев и др. в конструкторском бюро, способствовала развитию творческого дарования Афанасьева, и он становится одним из ведущих конструкторов в области авиационного стрелково-пушечного вооружения. Наряду с созданием 12,7-мм крупнокалиберного пулемета принимал участие в

разработке авиационных пушек и зенитных комплексных установок 23-мм калибра.

За достигнутые успехи в создании новых образцов стрелково-пушечного вооружения авиации Афанасьеву присуждена Государственная премия СССР, он награжден орденом Ленина, орденом Октябрьской Революции, а также медалями. Ему присвоено звание заслуженного изобретателя РСФСР.

Автоматика пулемета системы Афанасьева основана на принципе использования энергии пороховых газов, отводимых через специальное отверстие в стволе. Запирание канала ствола осуществляется клиновым затвором, который перемещается в вертикальном положении ползуном, взаимодействующим с запирающими скосами затворов. Капсюль разбивается боевой пружиной, расположенной в затворе и воздействующей на боек через ударник и лодыжку. Экстракция стреляной гильзы обеспечивается зубом досылателя, шарнирно связанным с ползуном через рычаг досылателя. Отражение гильзы производится наклонными гребнями отражателя в конце отката ползуна. Пулемет имеет электроспуск, датчик электрических импульсов, а также механизм пневмозарядки.

Разработанная Афанасьевым оригинальная схема автоматики с ускорительным механизмом, досылающим патрон из звена ленты в ствол, явилась важным этапом в развитии оружия газоотводного типа. Она была использована при проектировании 23-мм авиационной пушки АМ-23. Вот как вспоминает сам конструктор историю создания своего пулемета: «К созданию 12,7-мм пулемета, предназначавшегося для вооружения самолета Ту-4, я приступил в 1949 г. Наше конструкторское бюро выполняло тогда ряд важных заданий, которые коренным образом отличались от всех предыдущих работ... Главным шефом всех наших начинаний был Д. Ф. Устинов. Без его постоянного внимания, высокой требовательности, железной воли едва ли мы смогли сделать все, что нам удалось. Душой всех наших начинаний, руководителем и добрым советчиком был И. Ф. Дмитриев. Это он сумел поднять весь коллектив, воодушевить его на творческое соревнование с прославленными в ту пору конструкторскими бюро Б. Г. Шпитального и А. Э. Нудельмана. Когда пулемет был отработан и испытан, на вооружение авиации поступили новые самолеты, на которых решено было установить более мощное вооружение. 12,7-мм пулемет наглея применение на вертолетах» 1.

Крупнокалиберный авиационный пулемет системы Афанасьева был принят на вооружение 8 сентября 1953 г. Ему был присвоен индекс «А-12,7». Пулемет предназначается для стрельбы с подвижных и неподвижных установок. Кроме вертолетов он устанавливается также на учебных истребителях. Боеприпасами для пулемета служат штатные патроны пулемета УБ с пулями БЗТ-44 (бронебойно-зажигательно-трассирующая), Б-32 (бронебойно-зажигательная) и МДЗ (зажигательно-разрывная мгновенного действия).

Наряду с пулеметом А-12,7 в середине 70-х годов на вооружение вертолетов принимается также 12,7-мм четырехствольный пулемет ЯкБ конструкции П. Г. Якушева и Б. А. Борзова. Для стрельбы из него В. М. Сабельниковым, П. Ф. Сазоновым, В. М. Бобровым, В. М. Червяковым и Е. Т. Розановым был разработан двухпульный патрон со свинцовым сердечником.

Дальнейшее развитие вооружения авиации, связанное с бурным развитием реактивной техники и значительным ростом скоростей самолетов, привело к значительному уменьшению времени, отводимого для прицельной стрельбы, и увеличению аэродинамических нагрузок на выступающие за экран установок части пушек. Это поставило перед конструкторами задачу резкого увеличения скорострельности пушек и уменьшения их габаритов, особенно длины пушек, предназначенных для монтажа на подвижных установках.

Опираясь на большой опыт, приобретенный отечественной школой авиационного стрелково-пушечного вооружения, верные ее передовому характеру и замечательным новаторским традициям, советские конструкторы успешно решили все стоящие перед ними задачи. Неоценимый вклад внесли в оснащение Военно-воздушных сил самой совершенной в мире военной техникой выдающиеся конструкторы-вооруженцы Б. Г. Шпитальный, И. А. Комарицкий, М. Е. Березин, С. В. Владимиров, И. В. Савин, А. К. Норов, Н. М. Афанасьев, Н. М. Елизаров и др. 1

Созданное ими стрелково-пушечное вооружение позволило обеспечить советскую авиацию мощными образцами пулеметов и пушек, которые по своим боевым характеристикам значительно превосходили иностранные, а в отношении темпа стрельбы продемонстрировали неслыханные ранее технические возможности автоматического оружия.

Таблица 14

Основные данные авиационных пулеметов

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Авторизация




bottom
top

Лучшее оружие

Сайга (Россия)

News image

Glock 17

News image

SIG-Sauer P225

News image

Steyr M

News image

Browning Auto-5 / A5, Remington model 11

News image

Benelli MR1 / Beretta RX4 Storm (Италия)

News image

Webley Mk. I - Mk. VI

News image

Benelli Nova (Италия)

News image

bottom
Главная | Каталог оружейника | Добавить статью | Карта сайта | Блог | Вопросы к нам