top
logo

Справочник стрелкового оружия
Статьи о косметологии Мезотерапия estet.spine5.com.

Популярные пистолеты

Glock 17

News image

SIG-Sauer P225

News image

Steyr M

News image

Популярные револьверы

Webley Mk. I - Mk. VI

News image

Enfield No 2 Mark 1

News image

FN Barracuda

News image

feed-image RSS
Главная - Советское стрелковое оружие -

Зенитные пулеметные установки

Зенитные пулеметные установки (ЗПУ) предназначены для поражения самолетов на дальностях до 1500 — 2000 м, когда прицельная стрельба зенитной артиллерии затрудняется большими угловыми скоростями перемещения цели. Благодаря своей высокой маневренности они являются надежным средством борьбы с авиацией противника и в случае необходимости могут успешно применяться для стрельбы по наземным целям. ЗПУ весьма разнообразны по калибру и числу пулеметов, устанавливаемых на них. Они могут быть как одиночными, так и комплексными — спаренными, строенными и счетверенными.

В русской армии первые зенитно-пулеметные установки системы Колесникова были приняты на вооружение в 1915 г. Они были спроектированы, изготовлены и проходили испытания в Офицерской стрелковой школе в Ораниенбауме и предназначались для использования на них пулемета Максима обр. 1910 г.

Первая советская зенитная установка простейшего полевого типа была сконструирована также под пулемет системы Максима обр. 1910 г. М. Н. Кондаковым и поступила на вооружение Советской Армии в 1928 г. Она была выполнена в виде треноги и соединена с пулеметом с помощью вертлюга, имеющего свободное вращательное движение. Обладая простотой и надежностью в эксплуатации, установка обеспечивала круговой обстрел и большие углы возвышения, являясь в ряде случаев дополнением к станку Соколова (например, в одном из взводов пулеметной роты батальона), что очень важно для универсального применения пулемета. К этой зенитной установке в 1929 г. был принят дистанционный кольцевой прицел, предназначенный для стрельбы по самолетам, движущимся со скоростью до 320 км/ч на дистанции до 1500 м. При стрельбе по самолетам, летящим с большими скоростями, стрельбу можно бы-

ло вести по воображаемому кольцу, но на значительно меньших дистанциях. В связи с возросшими скоростями самолетов в 1936 и 1941 гг. были приняты новые прицелы. Быстрое развитие авиации крупнейших капиталистических государств, ее совершенствование и количественный рост вызвали необходимость оснащения войск противовоздушной обороны (ПВО) более мощными зенитными установками, способными обеспечить массированный огонь. Эта задача была решена принятием в 1931 г. на вооружение Красной Армии счетверенной ЗПУ системы Н. Ф. Токарева под пулемет Максима.

Николай Федорович Токарев (1899—1972) родился в городе Новочеркасске, Ростовской области, в семье известного русского оружейника Ф. В. Токарева. В 1908 г. вместе с семьей переехал в город Сестрорецк, где его отец работал над созданием автоматической винтовки. Здесь он закончил гимназию и в 1918 г. выехал в Казань, стремясь поступить в университет, но начавшаяся гражданская война помешала осуществить это намерение. Девятнадцатилетним юношей Николай Федорович вступает в ряды Красной Армии. Здесь он заканчивает специальные курсы инженерных войск и получает звание военного техника. После гражданской войны направляется на Тульский оружейный завод, где работает в качестве чертежника-конструктора. В 1932 г. Н. Ф. Токарев окончил высшие инженерно-технические курсы при Тульском механическом институте. Спроектированная им установка была успешно защищена в качестве дипломного проекта. В дальнейшем работал в разных конструкторских бюро над созданием зенитных и авиационных установок, некоторые из них поступили на вооружение Советской Армии. Заслуги Н. Ф. Токарева перед Родиной высоко оценены Советским правительством: он награжден орденами Трудового Красного Знамени, Отечественной войны II степени, Красной Звезды, «Знак Почета», а также медалями, ему присвоено звание лауреата премии имени С. И. Мосина.

Счетверенная зенитная установка обр. 1931 г. предназначалась для установки на автомашинах, железнодорожных платформах, кораблях и т. п. Стрельба по воздушным целям производилась из нее с помощью тех же прицелов, что и в одиночных установках.

Благодаря интенсивной системе охлаждения и большой емкости лент она являлась в свое время эффективным средством борьбы с низко летящими самолетами противника, обладая высокой боевой скорострельностью и большой

плотностью огня. Удобство и быстрота наводки этой системы обеспечили ей хорошую маневренность и быстрое открытие огня по цели.

Установка системы Токарева являлась первой комплексной установкой, принятой на вооружение сухопутных войск. «Иностранные армии, — пишет Н. Ф. Токарев, — не имели в то время еще комплексных установок, и в США и Англии спорили об их пользе. В 1932—1933 гг. англичане ввели комплексные установки на линкоре «Георг V» — крупнокалиберные «виккерсы», а американцы продолжали уверять, что четыре человека с одним пулеметом на треноге дадут лучшие результаты, чем один с четырьмя пулеметами. При «крещении» счетверенки на Хасане американские наблюдатели в японской армии писали, что «русские имеют невероятной скорострельности оружие, работающее от двигателя машины». Тогда была мода на такие пулеметы, работающие от вала двигателя в авиации» 1.

В годы Великой Отечественной войны счетверенная зенитная установка системы Токарева успешно применялась при обороне крупных городов, важных военных объектов и неоднократно использовалась для борьбы с наземными целями. Красочно описал боевое применение счетверенных зенитных пулеметных установок при обороне московского неба в 1941 г. бывший военный корреспондент Евгений Кригер: «В часы тревоги сплошной вал зенитного огня вставал у Москвы и в дальних ярусах неба. Захлебываясь от собственной быстроты и ярости, в общий рев сливали свои залпы счетверенные зенитные пулеметы и малые пушки...» 2.

С 1936 г. начался серийный выпуск спаренной установки для пулеметов системы ШКАС. Однако в связи с большими потребностями авиации в новых пулеметах они в основном устанавливались на самолетах и лишь в незначительном количестве передавались на нужды ПВО.

Вероломное вторжение немецко-фашистских войск на советскую территорию и достигнутое в первый период войны превосходство авиации противника в воздухе требовали принятия быстрых и решительных мер для укрепления ПВО страны. В числе других мер немаловажное значение имело и увеличение количества ЗПУ. В связи с ограниченными возможностями промышленности в то время решено было приспособить для зенитной стрельбы скопившиеся на

складах авиационные пулеметы ПВ-1 и ДА-2, снятые с самолетов и замененные более совершенными образцами. «Докладываю, что по причинам недостатка зенитных крупнокалиберных и счетверенных пульустановок в частях ПВОимеется их некомплект до 3000 шт., — писал 16 июля 1941 г. начальник Главного управления ПВО генерал-майор артиллерии Осипов начальнику ГАУ генерал-полковнику артиллерии Яковлеву,—чем снижена борьба с низко летящими самолетами и десантными частями противника. Указанный некомплект зенитных пулеметов может быть в значительной степени ликвидирован, если быстро приспособить для зенитной стрельбы до 1500 шт. спаренных пулеметов ДА-2 и 1500 пулеметов ПВ-1, снятых с самолетов и находящихся пока без использования...»1

Первым опытом использования пулеметов ПВ-1 на комплексных ЗПУ явилась разработанная полигоном в июле 1941 г. счетверенная зенитная установка под 7,62-мм пулеметы ПВ-12. Установка представляла собой обычную штатную установку, па которой три пулемета Максима путем несложных переделок были заменены пулеметами ПВ-1. Принудительное водяное охлаждение счетверенной установки при этом снималось. Второй слева пулемет Максима, как связанный с зенитным прицелом, пулеметом ПВ-1 не заменялся. Однако установка в серии не изготовлялась из-за ее производственной сложности. Решено было идти по линии максимального производственного упрощения установки без существенного снижения ее боевых качеств. Такой установкой, сочетающей в себе простоту изготовления с высокими боевыми качествами, явилась строенная ЗПУ системы Н. Ф. Токарева, разработанная и изготовленная в конце августа 1941 г. Строенная ЗПУ состояла из основания и вертлюга с головкой. Основание представляло собой трубу с тремя подкосами и тремя лапами, концы которых служили для крепления установки. На вертлюге монтировалась качающаяся головка, несущая пулеметы ПВ-1. Производство этих установок было организовано на тамбовском заводе «Ревтруд». В 1941 г. было изготовлено 626 установок. Их производство продолжалось и в 1942 г. 3

В ходе Великой Отечественной войны в связи с бронированием самолетов роль 7,62-мм станковых пулеметов в борьбе с авиацией противника заметно падает, и они уступают

свое место крупнокалиберным системам, главным образом 12,7-мм пулемету ДШК. Тем не менее они продолжали играть определенную роль. Достаточно сказать, что во время подготовки к Курской битве летом 1943 г., когда противовоздушной обороне уделялось большое внимание, и прежде всего прикрытию войск с воздуха зенитной артиллерией и авиацией, для стрельбы по самолетам было также подготовлено до 25-30% ручных и станковых пулеметов и противотанковых ружей соединений и частей, занимавших главную полосу, и 40-50% занимавших следующие полосы обороны1

Пулемет ДШК успешно использовался не только в наземных войсках (см. гл. 8), но и в Военно-Морском Флоте, где он применялся в тумбовой, турельной, башенной и спаренной тумбовой установках. Тумбовый пулемет устанавливался на морской тумбовой стационарной установке, состоящей из основания с выдвижной трубой, поворотной головки для крепления пулемета и наплечника, приставного приклада-упора для обеспечения удобства управления пулеметом при стрельбе по быстроперемещающимся целям. Установка предназначена для ведения огня по надводным, наземным и зенитным целям. Она может быть как береговой, так и корабельной. Питание пулемета патронами, прицелы и методы ведения огня одинаковые с пулеметами пехотного образца. Морской турельный пулемет отличается от пехотного отсутствием рамочного прицела для стрельбы по наземным целям и зенитного прицела, вместо которых установлен ракурсный кольцевой прицел с флюгер-мушкой. Пулемет имеет удлиненную рукоятку затворной рамы для облегчения перезаряжания пулемета в условиях стрельбы с быстродвижущегося и качающегося корабля. Для удобства крепления магазина вертикальные зацепы для ленты заменены в нем горизонтальными. Пулемет устанавливается на ручную турель с механической грубой наводкой. Он предназначен для небольших кораблей (торпедные катера и т. п.) и может вести огонь по зенитным, надводным и наземным целям.

Много общего в устройстве и назначении имеют между собой пулеметы ДШК, крепящиеся в башенной двухпулеметной установке и в спаренной тумбовой установке. Оба они предназначены для ведения усиленного огня по зенитным, надводным и наземным целям, имеют магазинное питание, отличную от пехотного образца конфигурацию за-

тыльника со спусковым рычагом и рукоятку рамы, централизованное управление огнем, в связи с чем с них сняты рамочный и зенитный прицелы. Такие установки применялись как на кораблях, так и на берегу.

После окончания Великой Отечественной войны интенсивное развитие авиации определило необходимость создания новых, более мощных средств противовоздушной обороны. В результате большой работы, проведенной советскими конструкторами, в 1949 г. на вооружение Советской Армии были приняты 14,5-мм одиночные, спаренные и счетверенные зенитно-пулеметные установки. Одиночная зенитная пулеметная установка (ЗПУ-1) была сконструирована Е. Д. Водопьяновым и Е. К. Рачинским.

Евгений Дмитриевич Водопьянов (1910—1966) родился в г. Джаркенте (Панфилов) Талды-Курганской области Казахской ССР, в семье служащего. В 1928 г. окончил среднюю школу и поступил в Ташкентский механический техникум, который закончил в 1931 г. С 1931 по 1933 г. служил в рядах Советской Армии в авиационных частях. После окончания военной службы переезжает в Москву и принимает участие в строительстве первой очереди Московского метрополитена. Здесь он работает на Первом механическом заводе Метростроя инженером-конструктором, а затем в тресте крупноблочного строительства при Моссовете. В 1940 г. был призван в армию и принимал участие в войне с белофиннами. С 1941 г. после демобилизации из армии до последних дней своей жизни работал инженером и старшим инженером-конструктором в различных конструкторских бюро. За создание новых образцов вооружения Водопьянову в 1949 г. была присуждена Государственная премий СССР, он награжден медалями.

Евгений Константинович Рачинский родился в 1909 г. в г. Коканде, ныне Узбекской ССР, в семье служащего. В 1916 г. поступил в подготовительный класс гимназии, а затем в школу, которую в связи с переездом семьи на новое место работы отца окончил в Ташкенте. После окончания школы, с семнадцатилетнего возраста, работал чертежником-конструктором на Ташкентском механическом заводе Главхлопкопрома, а с 1929 до 1931 г. — техником-конструктором в монтажном отделе строительства Ташкентского завода сельскохозяйственного машиностроения. Совмещая работу с учебой, закончил рабфак и поступил в Ташкентский государственный университет в качестве вольнослушателя, где занимался с 1928 до 1931 г. В 1931 г. по состоянию здоровья переезжает в Москву. Здесь он работает на-

чальником конструкторского отдела завода «Красный Октябрь», а с 1934 г. — начальником конструкторского бюро Механическою завода Метростроя. С 1938 г. работает на различных предприятиях оборонной промышленности в качестве старшего инженера-конструктора, ведущего инженера, главного конструктора ряда проектов. В годы Великой Отечественной войны принимал участие в организации производства пистолетов-пулеметов системы Шпагина на различных заводах. За работы по созданию новых образцов вооружения награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями. В 1949 г. удостоен Государственной премии СССР.

Спаренная зенитная пулеметная установка (ЗПУ-2) разработана С. В. Владимировым (см. гл. 8) и Г. П. Марковым. Гавриил Петрович Марков (1910—1980) родился на станции Куракино Курской железной дороги в семье железнодорожного служащего. В 1912 г. вместе с семьей переезжает на родину родителей в г. Ковров, ныне Владимирской области, где он в 1925 г. заканчивает школу-девятилетку, а в 1931 г. — техникум путей сообщения. После окончания техникума был призван в армию и направлен на Дальний Восток, где до конца 1934 г. служил в железнодорожных войсках. Трудовая деятельность Маркова началась в 1935 г. в одном из конструкторских бюро, где он работал до ухода на пенсию в 1970 г. конструктором, ответственным исполнителем по объекту, ведущим инженером-конструктором, начальником отдела. За создание новых образцов вооружения в 1949 г. удостоен Государственной премии СССР, награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».

Счетверенная зенитная пулеметная установка (ЗПУ-4) разработана И. С. Лещинским.

Иван Сидорович Лещинский (1901—1974) родился в г. Ярцево, ныне Смоленской области, в семье железнодорожного стрелочника. В 1917 г. окончил Ярцевское железнодорожное училище и поступил на работу слесарем на Ярцевскую ткацкую фабрику. В 1919 г. по набору уезжает в г. Ижевск, где работает на Ижевском оружейном заводе слесарем по ремонту оборудования. В 1922 г. был призван в Советскую Армию, где служил в кавалерийских частях. После демобилизации в 1924 г. вернулся на родину и снова поступил на Ярцевскую ткацкую фабрику. В 1925 г. по направлению предприятия поступает на рабфак в г. Смоленске. В 1928 г. после окончания рабфака поступает в Ленинградский политехнический институт, откуда был переве-

ден в Ленинградский военно-механический институт. В 1932 г. с дипломом инженера-механика направляется на работу в опытно-конструкторское бюро одного из оружейных заводов, где работает инженером, старшим инженером

и ведущим инженером-конструктором до ухода на пенсию в 1962 г. За изобретательскую деятельность Лещинскому в 1949 г. было присвоено звание лауреата Государственной премии СССР, он награжден медалями.

Одиночная зенитная пулеметная установка (масса 437 кг) может транспортироваться на собственном двухколесном ходу за автомобилем или в кузове, а при перемене огневых позиций передвигаться силами пулеметного расчета. Для транспортировки в горных условиях установка мо-

жет разбираться на части массой до 80 кг. Ее практическая скорострельность до 150 выстр./мин.

Спаренная зенитная пулеметная установка (масса в боевом положении 1000 кг) имеет практическую скорострельность 300 выстр./мин. Для стрельбы установку снимают с колесного хода и устанавливают на грунт. Перевод ее из походного положения в боевое производится за 15—20 с.

Счетверенная зенитная пулеметная установка смонтирована на четырехколесном ходу, ее масса в боевом и походном положениях 2100 кг, практическая скорострельность 600 выстр./мин. При стрельбе установка опускается на домкраты, опирающиеся на грунт. В случае необходимости можно вести стрельбу из установки непосредственно с колес.

На установках ЗПУ-1 и ЗПУ-2 были установлены ракурсные коллиматорные зенитные прицелы, а на установке ЗПУ-4 — автоматический зенитный прицел, имеющий счетно-решающий механизм, решающий задачу встречи пули с целью с учетом скорости цели, курса цели и углов пикирования. Наличие новых зенитных прицелов расширило возможности боевого использования установок. Однако даже на установке ЗПУ-4 в связи с тем, что данные для ввода в прицел определялись глазомерно и вводились вручную, эффективность поражения быстродвижущихся и внезапно появляющихся целей не всегда достигала желаемых результатов. Установка ЗПУ-1 выгодно отличалась от других установок по простоте и технологичности конструкции. В ней был заложен ряд оригинальных конструктивных особенностей, таких, например, как штампосварная конструкция корпусов станин, проволочный погон (погон — элемент, позволяющий вращать люльку с пулеметом в горизонтальной плоскости) и др.

Проанализировав возможности удачно найденных решений, осуществленных в ЗПУ-1, конструкторы Рачинский, Водопьянов и В. И. Гремыславский решили использовать их для создания спаренной зенитной установки. Мы уже видели, как в некоторых случаях идея создания новых образцов возникает у самих конструкторов и является их инициативной работой. Так было и на этот раз. Вот что пишет по этому поводу один из создателей новой 14,5-мм зенитной установки, получившей впоследствии наименование ЗУ-2, Рачинский: «Мы, будучи непосредственными участниками постановки на производство комплекса установок ЗПУ-1, ЗПУ-2 и ЗПУ-4, на практике убедились, что конструкция ЗПУ-1, отличавшаяся широким применением тонко-

листовых штампосварных узлов и деталей, обеспечила ей высокую технологичность в процессе производства, в связи с чем и возникла мысль создания спаренной установки на базе одиночной ЗПУ-1 и унифицированной с ней для облегчения производства и удешевления продукции взамен ЗПУ-2» 1

Установка ЗУ-2 полностью идентична ЗПУ-1, кроме нового, более совершенного автоматического прицела, второго сиденья справа для прицельного, люльки под спаренные пулеметы КПВ и правого каркаса с патронным ящиком. Как и ЗПУ-1, она могла для транспортировки в горных условиях разбираться на отдельные вьючные части. По сравнению с установкой ЗПУ-2 она имела гораздо меньшие габариты, неотъемный колесный ход, лучшую маневренность и обладала значительно меньшей массой (650 кг), что было достигнуто за счет замены отъемного колесного хода неотъемным. При этом повысилась устойчивость ЗУ-2 при стрельбе, так как ее масса (за счет неотъемного хода) больше массы ЗПУ-2, у которой в боевом положении колесный ход снят. В отличие от ЗПУ-2 перевод ЗУ-2 из походного положения в боевое и обратно обеспечивается одним человеком. Смена ее позиции на поле боя не требует механической тяги и обеспечивается силами расчета. Благодаря малой массе и повышенной маневренности ЗУ-2 стала не только полковым, но и батальонным зенитным средством, что позволило увеличить огневую мощь батальона в калибре 14,5 мм в два раза. Как наиболее подходящая к разносторонним условиям эксплуатации, она успешно применялась и в воздушно-десантных войсках. Однако транспортировка ЗУ-2 в горной местности, так же как и ЗПУ-1, представляла значительные трудности и могла осуществляться только конной тягой, так как ее вьючные части сохранили прежнюю массу — до 80 кг. Поэтому в 1953 г. было принято решение о создании, также под 14,5-мм пулемет КПВ, специальной малогабаритной зенитной горной установки, разбирающейся на части, переносимые одним бойцом. Ее проектирование было поручено Пурцену и Рачинскому. К ее созданию были также привлечены конструкторы Б. Г. Куренков, В. И. Чижов, В. Л. Мартынов, В. А. Семичев, 3. П. Баранова и др. Следует отметить, что надобность в такой установке, легко переносимой и обеспечивающей эффективную стрельбу как по зенитным, так и по наземным целям, возникла еще в годы Великой Отечественной войны, когда велись бои в горных

условиях Кавказа и в других местах. Через год с небольшим такая установка, получившая наименование ЗГУ-1, была создана. Ее важнейшей особенностью являются малая масса, которая в боевом положении вместе с патронной коробкой и 70 патронами составляет 220 кг, и быстрая разборка на части с максимальной массой каждой не более 40 кг, что значительно облегчало ее эксплуатацию в сложных условиях местности, для которой она предназначалась.

Это было достигнуто рядом оригинальных решений, впервые осуществленных в ее конструкции. Например, все ранее разработанные под пулемет КПВ установки имели центр вращения качающейся части, расположенной по центру приемного окна пулемета, и подвод ленты с патронами осуществлялся через цапфы станин диаметром порядка 300 мм, при этом высота станин была около 500 мм. С целью сокращения массы конструкторы приняли более рациональную схему — они расположили центр вращения ниже приемного окна пулемета. Это позволило применить цапфы в виде простых втулок с роликовыми подшипниками, сократить высоту станин до 200 мм, а диаметр погона уменьшить до 300 мм вместо 700 мм на ЗПУ-1.

Также впервые в ЗГУ-1 были применены для более удобного пользования ею две скорости в механизме горизонтального наведения, что обеспечивало высокую точность слежения за целью. При создании ходовой части конструкторы значительно уменьшили диаметр колес и несколько увеличили их ширину, использовав колеса от обычной инвалидной коляски. Все основные части системы проектировались штампосварными из тонкой листовой стали толщиной 1 — 1,5 мм.

Поиски удачных конструктивных решений отдельных узлов и компоновки всей установки в целом сопровождались трудоемкой работой по достижению необходимых тактико-технических данных системы. Много сил и энергии пришлось конструкторам затратить, в частности, при отработке кучности боя. «Над кучностью, — писал Пурцен, — работали долго, подбирали форму сошников, устраняли люфты, и когда ввели резиновые амортизаторы и крепление сектора люльки — сократился вертикальный разброс и мы, наконец, стали стабильно укладываться в норму» 1.

Когда разработка установки ЗГУ-1 подходила к концу, к тому времени производство пулеметов КПВ было прекращено, а выпускался только танковый вариант — КПВТ.

Восстанавливать производство из-за одной установки было нецелесообразно. Поэтому было принято решение использовать находяшиеся в производстве пулеметы, для чего пришлось переработать отдельные механизмы. Летом 1955 г. первые установки ЗГУ-1 проходили заводские испытания.

Они показали высокие качества новой системы и были рекомендованы для дальнейших испытаний. Вскоре состоялись полигонные испытания. Комиссия, проводившая их, пришла к заключению, что по своим эксплуатационным и ходовым качествам установка полностью отвечает предъявляемым тактико-техническим требованиям и может быть рекомендована для принятия на вооружение.

Казалось, пройдет еще немного времени, и с заводского конвейера сойдут первые образцы новой установки. Однако

производство ее началось только в 1968 г. Запоздалое принятие ЗГУ-1 было связано с тем, что в те годы в связи с широким распространением ракетной техники существовало недоверчивое отношение к ствольным системам, как якобы отжившим свой век. Первое время поставки ЗГУ-1 осуществлялись главным образом во Вьетнам.

Опыт боевых действий во Вьетнаме показал, что использование этих установок в условиях сложного рельефа местности вполне оправдывает себя. Вместе с тем было признано целесообразным иметь на вооружении войск еще более мобильную универсальную установку. Поскольку все возможности дальнейшего облегчения установки на базе пулемета 14,5-мм калибра были исчерпаны, решено было выполнить эту задачу под разрабатываемый в то время 12,7-мм пулемет НСВ, который предназначался для замены 12,7-мм пулемета ДШКМ на станке Колесникова. Задание на разработку такой установки было дано весной 1968 г. Главным конструктором проекта был назначен Р. Я. Пурцен.

Рудольф Янович Пурцен родился в 1920 г. в Москве в семье телеграфиста. В 1935 г. закончил семилетнюю школу и поступил в Московский автомеханический техникум, после окончания которого в 1939 г. работал в различных научно-исследовательских институтах и конструкторских бюро конструктором, старшим инженером, ведущим инженером, главным конструктором проекта, начальником отдела, начальником конструкторского бюро. В годы Великой Отечественной войны принимал участие в составе комплексных бригад Народного комиссариата вооружения СССР в освоении производства новых образцов вооружения на заводах Москвы, Ленинграда и других городов. К работе над зенитными установками приступил в 1953 г. Участвовал в войсковых испытаниях и организации производства 14,5-мм зенитной установки ЗУ-2, совместно с Е. К. Рачинским проектировал 14,5-мм горно-вьючную установку ЗГУ-1, разрабатывал зенитные установки под 12,7-мм пулеметы НСВ-12,7, ДШКМ и др.

С 1980 г. персональный пенсионер республиканского значения. За создание новых образцов вооружения Пурцен награжден орденом Ленина, орденами Октябрьской Революции, «Знак Почета» и медалями. Ему присуждены две Государственные премии СССР, а также премия имени С. И. Мосина.

Наряду с Пурценом к проектированию новой установки были привлечены Б. Г. Куренков, В. И. Смирнов, В. А. Семичев, В. И. Чижов и 3. П. Баранова.

Полученное задание не явилось для конструкторов неожиданностью. Вот что пишет по этому поводу Пурцен: «К этому времени у меня уже имелось несколько эскизных  проработок вариантов установки, которые мы тогда и рассмотрели. Наиболее оригинальными были две: первая — по схеме ЗГУ с изменениями в части обеспечения удобной стрельбы из положения лежа, вторая — установка с перископическим панорамным прицелом, смонтированным в центре верхнего станка так, что стрелок мог вести зенитную и наземную стрельбу из положения лежа за установкой. Этот вариант требовал разработки нового сложного прицела. Оба варианта не имели колесного хода, могли разбираться на части для переноски расчетом и имели малую массу. После обсуждения было принято решение принять для разработки 12,7-мм установки первый вариант предложения — по испытанной и проверенной схеме ЗГУ» 1

В процессе работы над новой установкой было установлено, что хотя производство станка Колесникова давно прекращено, но имеется еще немало пулеметов ДШКМ, которые в случае необходимости также могли быть использованы. Поэтому конструкторы поставили перед собой задачу сделать установку сразу под две системы — пулеметы НСВ-12,7 и ДШКМ с максимально возможной унификацией. В связи с загрузкой в то время конструкторов более ответственными заданиями работу над установкой приходилось вести урывками, в основном в свободное от работы время. Тем не менее уже к осени 1968 г. были разработаны эскизные проекты и изготовлены деревянные макеты, а в октябре 1969 г. выпущен технический проект и заказаны опытные образцы установок под пулеметы ДШКМ и НСВ.

В апреле 1970 г. первые установки были собраны и проходили заводские испытания. Испытания показали, что в результате применения ряда новых схемных и конструктивных решений, а также более легких пулеметов установки были максимально простыми, легкими и удобными в эксплуатации. Так, например, поворотный редуктор вертикального наведения оригинальной конструкции обеспечил удобную работу им при положении стрелка как сидя на сиденье (при стрельбе по зенитным целям), так и лежа за установкой (при стрельбе по наземным целям), при этом редуктор имел и тонкую наводку для стрельбы по на-

земным целям для создания максимального удобства при пользования установкой. При стрельбе по наземным целям сиденье используется как плечевой упор. Конструкции корпусов люльки, а также верхнего и нижнего станков, как и в других системах, были штампосварными, но при этом был применен тонкий стальной лист (0,8 мм) с последующей закалкой сварных корпусов, что позволило при их малой массе получить высокую прочность.

В мае 1971 г. с новой установкой ознакомился начальник ГРАУ П. Н. Кулешов. «Среди других изделий, — вспоминает Пурцен, — ему была показана и установка под НСВ. Маршал внимательно осмотрел ее, опробовал действие механизме в и дал положительный отзыв о ее простоте и удобстве и подтвердил необходимость наличия в армии такой простой зенитной установки наряду со сложными самоходными комплексами. Это укрепило у нас веру в актуальность нашей работы» 1.

Проводившиеся вскоре полигонные и войсковые испытания подтвердили высокие качества новых систем. «По результатам проведенных полигонно-войсковых испытаний двух универсальных установок под пулемет ДШКМ и двух установок под пулемет НСВ-12,7, — отмечалось в заключительном акте, — комиссия считает целесообразным принять эти установки на вооружение Советской Армии, как вьючные взамен штатных зенитных установок с пулеметом ДШКМ на станке Колесникова обр. 1938 г.»

Вскоре зенитная установка под пулемет НСВ-12,7 была принята на вооружение. Вопрос об установке под пулемет ДШКМ был отложен, и ее решено было поставить на производство в случае необходимости. Универсальная установка конструкции Пурцена под пулемет НСВ-12,7 явилась самой легкой из всех существующих в мире аналогичных систем. Ее масса составляет 55 кг, а вместе с пулеметом (25 кг) и патронной коробкой на 70 патронов (12,5 кг) — 92,5 кг. Как и установка ЗГУ-1, она имеет зенитный коллиматорный прицел типа ВК-4 и наземный прицел типа ПУ. Перевод установки из вьючного положения в боевое, как и обратно, производится не более чем за 2 мин.

В течение ряда лет зенитно-пулеметные установки являлись основным средством борьбы с низко летящими самолетами, а также использовались для стрельбы по наземным легкобронированным целям. Появление высокоскоростных реактивных, а также хорошо бронированных самолетов

различных типов потребовало дальнейшего усиления средств противовоздушной обороны. В связи с этим было принято решение о принятии на вооружение комплекса пушечных зенитных установок. При их создании был использован многолетний опыт, накопленный при проектировании зенитно-пулеметных установок, о чем свидетельствует цен-

ный вклад, внесенный в создание пушечных зенитных установок Р. Я. Пурценом, Е. К. Рачинским и другими конструкторами, известными читателю как авторы ряда зенитно-пулеметных установок, принятых на вооружение Советской Армии.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Авторизация




bottom
top

Лучшее оружие

Сайга (Россия)

News image

Glock 17

News image

SIG-Sauer P225

News image

Steyr M

News image

Browning Auto-5 / A5, Remington model 11

News image

Benelli MR1 / Beretta RX4 Storm (Италия)

News image

Webley Mk. I - Mk. VI

News image

Benelli Nova (Италия)

News image

bottom
Главная | Каталог оружейника | Добавить статью | Карта сайта | Блог | Вопросы к нам